Поздравьте меня - я попал. Чую это спинным мозгом.
Разобрать клапан - полбеды. Первая засада, подстерегавшая меня, была в съеме вала шестерне. Надо было умудриться и не вспомнить, что рейка подпружинена, и съем шестерни надо делать в том же положении, что и при отсоединении рулевого вала, т.е. "колеса прямо". В принципе можно и сейчас все выставить, но это будет посложнее. У зубильных реек есть специальная приспособа, обеспечивающая правильную установку при сборке. В моем случае главной приспособой будут мозги :) Будем надеяться, они не атрофируются к моменту сборки.
Так вот клапан снимается по фланцу вместе с шестерней, фланец держится двумя болтами. Располовинив, обнаружил, что стык весь в ржавчине (как туда попала вода?!), подшипник шестерни, слава Богу, не задело. Сам подшипник сидит внатяг на валу шестерни (они выполнены заодно, т.е. один конец вала через кардан соединяется с рулевым валом, другой конец - непосредственно сама шестерня), в картере посадка либо с малым натягом, либо без него вообще, в клапане с малым натягом. Вал из корпуса клапана вышел легко (предварительно пометил его положение относительно корпуса) с помощью пары несильных ударов молотком. На валу имеем: клапан (цилиндрическая деталюшка с отверстиями, по диаметру не двигается, по длине вала имеет небольшой люфт), сверху закрепленный стопорным кольцом, нижний сальник, шариковый подшипник, снизу фиксируемый шайбой и стопорным кольцом. В верхней части корпуса остается верхний сальник (та самая проблема) и роликовый подшипник. Последние два аккуратненько выбил подходящей оправкой (ее роль исполняла головка на 14).
Так вот суть моего попадоза: во-первых выработка на валу в месте контакта с сальником не менее 0,1 мм (штанген у меня размечен только по десяткам, точнее не посмотришь), т.е. даже смена сальника уже, по-моему, не спасет, а во-вторых САЛЬНИК НЕСТАНДАРТНЫЙ, т.е. совместимость его с отечественными от какой то тазиковской коробки - это миф (по крайней мере в моем случае). Размер сальника 19*30*6 (маркировка и опытный обмер), первая цифра - это диаметр вала, вот поэтому то отечественные стандарты отдыхают.
Обнаружив это все, боевого запала хватило только на отмывание разобранного. Грязи в верхней части клапана в месте прилегания сальника к ней - умотаться. Так что прав был AG, высказав предположение, что виновата конструкция разъемного пыльника, который должен защищать кардан рулевого вала и вал шестерни самой рейки. Хотите, чтоб жила она долго и счастливо - надо чаще чистить эту "чашку". |